Цветность в офсетной печати

В этой статье мы поговорим об одном из основных параметров, определяющих себестоимость печати рекламных изданий — цветности печати. Полноцветная печать, несмотря на свою привлекательность и универсальность не всегда является оптимальным выбором. Как определить количество красок? Как сэкономить на тираже и сделать издание оптимальным по себестоимости и эффективности?

Как обозначается цветность издания?

В полиграфии принято обозначать цветность тиража парой цифр, разделяя их знаком «+». Первая цифра обозначает количество используемых красок (краскопрогонов) с лицевой части листа, вторая — соответственно красочность оборота. К примеру 3+2 расшифровывается как 3 краски на лицевой части издания и две на обороте.  Цифра 4 обозначает полноцветное изображение (стандартная модель печати — «CMYK» ), 0 — отсутствие печати. Образцы полиграфической продукции с обозначением цветности можно посмотреть в разделе портфолио.
Цвета CMY (голубой, малиновый, желтый)  — основополагающие  в полноцветной (4–х красочной) офсетной печати и называются триадными.  Черная краска (K) в этой  триаде является дополнительной, задача которой подчеркнуть «глубокие» цвета, например темно-синий, или насыщенный черный, которые основные цвета не смогут обеспечить, выдавая грязные оттенки.

Стандартная модель печати в четыре краски (CMYK) иногда дорога, иногда не может передать какой-то оттенок цвета. Для  компенсации этих нюансов в полиграфии есть дополнительная шкала цветов Pantone, которая, с одной стороны, компенсирует недоступные CMYK  цвета, с другой — помогает сэкономить на печати изданий в специфической цветовой гамме. Цветовая модель Пантон, система PMS (Pantone Matching System) — стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc в середине XX века. Использует цифровую идентификацию цветов изображения для полиграфии печати как смесевыми, так и триадными красками. Эталонные пронумерованные цвета напечатаны в специальной книге, страницы которой веерообразно раскладываются.

Использование красок Pantone может как удорожить тираж, если используются совместно с красками CMYK для более широкого цветового диапазона (например флуорисцентные или металлизированные оттенки), так и получить значительную экономию при изготовлении тиража рекламных буклетов или фирменных каталогов за счет использования ограниченного количества цветов, подобранных  с помощью палитры Pantone.

Использование Pantone для удешевления тиража

Немного практики: требуется напечатать фирменный бланк с нанесением на одну сторону листа логотип с корпоративным оттенком красного (в брендбуке указан как Pantone 186С) и черным цветом текста с реквизитами компании. Заказывать полноцветную печать в данном случае будет явным расточительством. Достаточно будет использовать смесевую красную краску по шкале Pantone и отпечатать тираж в два цвета (2+0).  Это яркий пример использования смесевых красок, при котором снижается себестоимость тиража практически вдвое.

Итак, с применением цветовой палитры Pantone обычно печатается корпоративная продукция, требующая строгого соответствия цветовой гамме компании.

Другой пример использования печати в несколько цветов каталоги продукции с технической информацией. Обычно это объемные издания и полноцветная печать обходится слишком дорого. Наиболее рациональный выход — использование одного основного цвета (обычно черного как наиболее контрастного) и дополнительного цвета нужного оттенка для выделения важной информации.
Еще один пример — использование металлизированных красок (серебра, золота, бронзы) и цвета, которые невозможно напечатать стандартными красками.

Cvet_monotone

Одним цветом (краскопрогоном) считается краска одного тона, при этом возможно изменение ее насыщенности. Примеры одноцветных и двухцветных изображений приведены ниже.

В последнем примере тон меняется засчет черной краски, поэтому изображение считается двухцветным. Как подготовить такое изображение будет рассмотрено в другой статье.

Теперь рассмотрим другой пример, когда изображение выглядит двухцветным, но на самом деле напечатать его без искажения возможно только полноцветной печатью в 4 краски.

Cvet_cmyk

Цвет дерева и земного шара — зеленый, казалось бы, можно взять зеленый цвет Pantone, подобрать темный цвет ствола и веток и можно печатать, но, к сожалению, это невозможно  ­— на изображении  меняется не только насыщенность цвета, но и его тон. Где-то зеленый более теплый (желтоватый) где-то более холодный (с синевой). Поэтому в данном случае необходимо использовать только полноцветную офсетную печать. Более явно это демонстрируют квадраты под изображением. Первый квадрат — исходный цвет, второй — уменьшение насыщенности от первого, а вот третий — не вписывается в этот ряд, он имеет намного более теплый оттенок.

Использование печати в несколько цветов сложно лишь на первый взгляд, при правильной подготовке файла результат будет виден сразу, и, при некоторой тренировке можно добиться достаточно эффектной печати, сэкономив  бюджет рекламного издания.

Телефон
Имя
Телефон
Имя
Имя
Телефон
Email
Телефон
Имя
Почта