Правильно подобрать бумагу для печати издания на сегодняшний день, увы, проблема. Явно недостаточный ассортимент бумаги, выбор только лишь по плотности (белизна бумаги, ее жесткость имеет второстепенное значение). Тем ни менее, грамотный подход дизайнера, менеджера и технолога типографии позволит решить массу проблем и сэкономить значительную сумму денег при изготовлении рекламной продукции.
Культура рекламного бизнеса в Европе имеет более глубокие корни и традиции, при этом расточительность средств не приемлет в принципе. Поэтому имеет смысл обратить внимание на принципы подбора бумаги в западноевропейских изданиях.
Чем же руководствуются европейские дизайнеры, выбирая бумагу для изготовления листовки, буклета, корпоративного бюллетеня, журнала. Наличием бумаги у продавца? Естественно, нет. На западе ассортимент бумаг огромен. Тогда, может быть, уровнем цены или качества? Безусловно, в первую очередь и тем, и другим. Причем рачительные «капиталисты» тщательно продумывают свои требования к качеству полиграфического материала и в зависимости от этого выбирают класс бумаги или картона, а значит и их ценовой уровень. Когда принцип часто срабатывает, он становится правилом. Когда правило часто используют, оно превращается в закон. Закон выбора бумаги как закон хорошего вкуса — сдержанность, простота, строгость.
Как надо?
При выборе бумаги для того или иного издания важно учитывать ряд факторов. Перечислим некоторые из них.- Ценовая группа готовой печатной продукции. Достаточно бессмысленно печатать дешевую черно-белую газету на дорогой мелованной бумаге и наоборот — книгу по искусству за 50–100 долл. на бумаге «офсетная № 1».
- Уровень респектабельности. Как Вы думаете, как будет смотреться годовой отчет, напечатанный на газетной бумаге? В то же время печатать комиксы на дизайнерских бумагах не только дорого, но и бессмысленно.
- Срок использования. Есть виды печатной продукции, которые призваны служить долго (например, книги) и те, которые «живут» всего несколько дней или даже часов (например, рекламные листовки). Для определенной продукции нужны определенные виды бумаги.
- Способ использования. При выборе бумаги надо учитывать, будет ли подвергаться продукция воздействию солнца (например, альбом по искусству вряд ли возьмут с собой на пляж, а вот комиксы или модные нынче любовные романы — наверняка), влаги или небольшим механическим нагрузкам (например, если книгу читают в транспорте).
А что у нас?
Взгляните на плоды рекламной полиграфии: буклеты, каталоги, листовки. Что вы видите? Мелованную бумагу многослойного мелования для ВХИ (высокохудожественных изданий). Как правило, глянцевую. Плотностью не ниже 150 г. При этом качество иллюстраций в издании, собранных из фотографий на «мыльницы», скаченных с сайтов и прочих «источников» оставляют желать лучшего. Почему? Почему мы таким образом подходим к выбору бумаг? За что мы переплачиваем как минимум 25% от стоимости материала каждый раз, когда печатаем на мелованной бумаге для высокохудожественных изданий? Вся печатная продукция делится на разные виды, которые имеют свою специфику: журнал — оперативное издание с недолгим сроком службы, буклет — представительская продукция, каталог — предназначен для «интенсивного» пользования, календарь — для долговременного и т. д.) А бумага для печати всех изданий используется одна и та же. Почему? Причин несколько.Кто виноват?
- Принцип выбора бумаги — «понты» — максимальная плотность, насколько хватит бюджета. При этом не учитывается ни целевая аудитория, ни способ распространения продукции, ни имиджевая составляющая. В результате появляются чудовищные журналы с плотностью бумаги в блоке 150–170 г/м, визитки на картоне, ламинированные с двух сторон пленкой 0,35 мкм, и другие изделия, похожие, скорее, на средство самообороны, чем на рекламный или имиджевый носитель.
- Незнание общемировых правил подбора бумаги и современных полиграфических материалов. Это, пожалуй, самая объективная причина — беда, которой можно помочь. Во-первых, в крупных и прогрессивных компаниях, торгующих бумагой и картоном, работает квалифицированный персонал, который компетентно поможет подобрать материал для печати вашего издания. Во-вторых, в тех же компаниях или в отраслевой прессе можно найти всю информацию о новинках полиграфического рынка с рекомендациями по использованию. В-третьих, поставщики бумаги и картона периодически проводят обучающие семинарские занятия для всех желающих. Ну, и в-четвертых, некоторые правила выбора бумаги читатель может узнать прямо сейчас.