Выбор бумаги для тиража

Бумага может как подчеркнуть уровень вашего издания, так, при неправильном подборе, вызвать снисходительную улыбку профессионала. Кроме влияния на имидж и качество печати, подбор бумаги для тиража очень значимо влияет на себестоимость вашего издания, особенно если идет речь о значительном тираже.
Правильно подобрать бумагу для печати издания на сегодняшний день, увы, проблема. Явно недостаточный ассортимент бумаги, выбор только лишь по плотности (белизна бумаги, ее жесткость имеет второстепенное значение). Тем ни менее, грамотный подход дизайнера, менеджера и технолога типографии позволит решить массу проблем и сэкономить значительную сумму денег при изготовлении рекламной продукции. Культура рекламного бизнеса в Европе имеет более глубокие корни и традиции, при этом расточительность средств не приемлет в принципе. Поэтому имеет смысл обратить внимание на принципы подбора бумаги в западноевропейских изданиях. Чем же руководствуются европейские дизайнеры, выбирая бумагу для изготовления листовки, буклета, корпоративного бюллетеня, журнала. Наличием бумаги у продавца? Естественно, нет. На западе ассортимент бумаг огромен. Тогда, может быть, уровнем цены или качества? Безусловно, в первую очередь и тем, и другим. Причем рачительные «капиталисты» тщательно продумывают свои требования к качеству полиграфического материала и в зависимости от этого выбирают класс бумаги или картона, а значит и их ценовой уровень. Когда принцип часто срабатывает, он становится правилом. Когда правило часто используют, оно превращается в закон. Закон выбора бумаги как закон хорошего вкуса — сдержанность, простота, строгость.

Как надо?

При выборе бумаги для того или иного издания важно учитывать ряд факторов. Перечислим некоторые из них.
  • Ценовая группа готовой печатной продукции. Достаточно бессмысленно печатать дешевую черно-белую газету на дорогой мелованной бумаге и наоборот — книгу по искусству за 50–100 долл. на бумаге «офсетная № 1».
  • Уровень респектабельности. Как Вы думаете, как будет смотреться годовой отчет, напечатанный на газетной бумаге? В то же время печатать комиксы на дизайнерских бумагах не только дорого, но и бессмысленно.
  • Срок использования. Есть виды печатной продукции, которые призваны служить долго (например, книги) и те, которые «живут» всего несколько дней или даже часов (например, рекламные листовки). Для определенной продукции нужны определенные виды бумаги.
  • Способ использования. При выборе бумаги надо учитывать, будет ли подвергаться продукция воздействию солнца (например, альбом по искусству вряд ли возьмут с собой на пляж, а вот комиксы или модные нынче любовные романы — наверняка), влаги или небольшим механическим нагрузкам (например, если книгу читают в транспорте).

А что у нас?

Взгляните на плоды рекламной полиграфии: буклеты, каталоги, листовки. Что вы видите? Мелованную бумагу многослойного мелования для ВХИ (высокохудожественных изданий). Как правило, глянцевую. Плотностью не ниже 150 г. При этом качество иллюстраций в издании, собранных из фотографий на «мыльницы», скаченных с сайтов и прочих «источников» оставляют желать лучшего. Почему? Почему мы таким образом подходим к выбору бумаг? За что мы переплачиваем как минимум 25% от стоимости материала каждый раз, когда печатаем на мелованной бумаге для высокохудожественных изданий? Вся печатная продукция делится на разные виды, которые имеют свою специфику: журнал — оперативное издание с недолгим сроком службы, буклет — представительская продукция, каталог — предназначен для «интенсивного» пользования, календарь — для долговременного и т. д.) А бумага для печати всех изданий используется одна и та же. Почему? Причин несколько.

Кто виноват?

  • Принцип выбора бумаги — «понты» — максимальная плотность, насколько хватит бюджета. При этом не учитывается ни целевая аудитория, ни способ распространения продукции, ни имиджевая составляющая. В результате появляются чудовищные журналы с плотностью бумаги в блоке 150–170 г/м, визитки на картоне, ламинированные с двух сторон пленкой 0,35 мкм, и другие изделия, похожие, скорее, на средство самообороны, чем на рекламный или имиджевый носитель.
  • Незнание общемировых правил подбора бумаги и современных полиграфических материалов. Это, пожалуй, самая объективная причина — беда, которой можно помочь. Во-первых, в крупных и прогрессивных компаниях, торгующих бумагой и картоном, работает квалифицированный персонал, который компетентно поможет подобрать материал для печати вашего издания. Во-вторых, в тех же компаниях или в отраслевой прессе можно найти всю информацию о новинках полиграфического рынка с рекомендациями по использованию. В-третьих, поставщики бумаги и картона периодически проводят обучающие семинарские занятия для всех желающих. Ну, и в-четвертых, некоторые правила выбора бумаги читатель может узнать прямо сейчас.

Что делать?

Журналы. Мелованная бумага выбирается в качестве материала для печати только в том случае, когда характер издания подразумевает наличие на его страницах репродукций, высококачественных иллюстраций, рекламы дорогих товаров, в частности, косметики. Точность цветопередачи и качество изображения важны для таких журналов, как «Домовой», «Космополитен». Еженедельники, серьезные деловые издания, в которых внимание читателя сосредоточено на тексте, а не на картинке, предполагают выбор менее дорогой и, главное, менее глянцевой бумаги. Например, подойдет универсальная мелованная бумага однослойного мелования плотностью до 115 г, она благодаря своему уровню гладкости позволяет получить изображение, по качеству не уступающее изображениям на бумагах многослойного мелования с матовым покрытием. Это дает возможность в большинстве случаев использовать ее в качестве альтернативы традиционным бумагам, применяемым для высокохудожественных изданий. Учитывая, что эта бумага почти на 25% дешевле мелованных бумаг для ВХИ, выгода от ее использования для журналов очевидна. Каталоги. Известно, что каталоги одежды и товаров для дома, такие как, например, «ОТТО», печатаются на специальной бумаге для толстых изданий. Это объясняется тем, что западные компании, издающие каталоги своих товаров, во-первых, имеют достаточно широкий ассортимент, чтобы не увеличивать искусственным образом толщину своего каталога, во-вторых, планируют его к раздаче или, что еще чаще, к рассылке. Кроме того, каталог, отпечатанный на универсальной мелованной бумаге, выигрывает еще и тем, что на его страницах не остается отпечатков от прикосновения рук, что позволяет изданию долгое время сохранять презентабельный вид. Листовки. Рекламные листовки, как правило, предназначены для распространения информации и раздаются бесплатно. В этом случае тем более не понятно, почему их печатают на мелованной бумаге. Как мы уже говорили, стоимость бумаг однослойного мелования примерно на четверть ниже. Учитывая то, что современные бумаги производятся самой разнообразной плотности, например, от 80 до 250 г, замена материала для печати на более экономичный проходит безболезненно. А в принципе листовки для раздачи можно печатать и на еще более дешевых сортах бумаги. Настенные перекидные полноцветные календари. Если рассматривать этот вид календарей, то очевидно, что чем меньше глянца у бумаги, тем меньше количество бликов и тем лучше календари «читаются» с дальнего расстояния. Вот почему западные рекламные агентства выбирают для печати таких календарей матовую мелованную бумагу. Она меньше других изменяет свой цвет под воздействием света, не желтеет, не сереет и легче других переносит колебания влажности воздуха (ее от этого не скручивает). Календари, ежедневники. Производители полиграфических материалов рассчитывают на использование именно книжно-журнальных бумаг при печати квартальных календарей и ежедневников. Вот почему они уделяют особое внимание такой характеристике бумаги, как пухлость, непрозрачность. Понятно, что большие перекидные настенные календари со сложными иллюстрациями лучше печатать на мелованной бумаге. Но о чем думал мой недавний собеседник, предложивший напечатать квартальный настенный календарь используя для блоков глянцевую меловку?! При выборе бумаг для печати ежедневников следует иметь в виду, что на них, возможно, захочется что-то записать, а писать на глянцевой мелованной бумаге весьма непросто, да и на матовой не намного лучше. Петр I в. одном из своих указов обязывал бояр при публичных выступлениях «по написанному не читать, дабы дурь каждого видна была». В рыночной экономике за нас говорит наш товар. Давайте задумываться о том, что видят наши клиенты. По материалам журнала «Курсив»
Друк-С